Внутренняя дисциплина, или Дело о послушании с точки зрения Монтессори-педагогики

молитвы

Итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в прошлом веке была предложена педагогическая система, которая и сегодня популярна. Многие современные психологи основывают свои разработки именно на системе Монтессори, потому что в её понимании все дети талантливы и уникальны. Надо только это вовремя заметить. Интересно знать, что говорится в Монтессори-педагогике о внутренней дисциплине.

Почему важна внутренняя дисциплина

Родители маленьких детей часто жалуются и говорят о том, что ребёнок их не слушает, не воспринимает и не хочет выполнять требования. Происходит это не по той причине, что дети непослушные и вредные. Просто малыши не понимают запретов. Им непонятно, почему нельзя ходить по лужам или сидеть в песочнице, если это очень интересно. Поэтому «хорошо» себя вести детям очень сложно. Но согласно педагогике Монтессори – это возможно сделать, если развивать внутреннюю дисциплину. И задача ребёнка – научиться владеть собой.

Как понимаются свобода и дисциплина в педагогической системе Монтессори

Не стоит думать, что свобода, по мнению Монтессори, это попустительство. Всё далеко не так. Под свободой подразумевается право выбора и умение самостоятельно принимать решения, а не действовать по указке взрослых. Только тогда сможет вырабатываться умение «держать себя в рамках». Это и есть внутренняя дисциплина, когда малыш может контролировать себя и свои поступки.

Согласно педагогической системе итальянского педагога, все дети вежливы изначально. Надо только развивать в них умение держать свои эмоции под контролем. Для этого малыш должен быть не послушной марионеткой в руках взрослых, а свободной личностью. Монтессори говорит об этом как о хозяине самого себя. То есть малыш должен поступать согласно своей воле. Когда же взрослые, не знающие системы Монтессори, занимаются воспитанием детей, то под послушанием подразумевают другое. Это исполнение ребёнком требований взрослых людей, забывая о собственных желании и своей воли.

Три уровня послушания

Согласно педагогической системе Монтессори можно выделить три уровня послушания:

  1. Ребёнок не осознаёт команду послушания. Он слышит то, что ему говорят, но до конца не осознаёт то, что от него хотят. Если малыш и выполняет просьбы взрослых, о не потому, что он послушный, а потому, что ему сказали в приказном тоне и потребовали выполнить какое-то указание.
  2. Когда достигнут второй уровень послушания, ребёнок уже осознаёт в полной мере то, о чём его просят. Самообладание малыш сохраняет и не противится просьбам. О таком поведении детей часто мечтают учителя в школах, а также воспитатели в детских садах. Выполнить просьбу ребёнок зачастую не в состоянии просто из-за того, что у него послушание ещё находится не на таком высоком и развитом уровне. Однако желание быть послушным есть, что уже само по себе хорошо.
  3. Высокий уровень послушания заключается в том, что ребёнок сам хочет делать то, что ему говорят. И не по той причине, что это требование взрослого, а потому, что малыш осознаёт важность просьбы. Конечно, достичь такого высокого уровня послушания трудно. Многие дети так и не достигают его. Почему? Всё дело во взаимоотношениях взрослых и детей. Третий уровень может так и не развиться из-за того, что взрослый требует неукоснительного подчинения.

Чаще всего дети достигают второго уровня, когда у них появляется желание сделать то, что им говорит взрослый человек. Необходимо только поощрять такое желание и развивать послушание, основанное на осознанном понимании того, что это надо самому ребёнку.

Что делать, если ребёнок не хочет слушать взрослого и не выполняет его требований?

Взрослые иногда теряются и не знают, как быть, если ребёнок перестал выполнять требования. Как быть? Нужно предпринять следующее:

  1. В первую очередь следует поставить себя на место малыша и подумать, хочет ли он того даже, чего и взрослый человек. Тогда будет легче подобрать слова, которые помогут ребёнку понять то, чего он в силу своего возраста пока понять не может.
  2. Запрет не поможет и не сделает малыша послушным. Действует только объяснение, когда ребёнку становится понятно, почему он должен выполнить то, о чём его просят.
  3. Согласно педагогике Монтессори, у ребёнка всегда должен быть выбор. Это и есть возможность развить уровни послушания. Итальянский педагог всегда говорила о том, что выбор у ребёнка должен быть. Он и помогает развивать внутреннюю дисциплину, а также не отрывает малыша от той среды, где он находится.

Что означает выбор на практике

В большинстве случаев взрослые действуют методом запретов, когда говорят, что нельзя ходить по лужам, сидеть в грязи и доставать предметы из шкафа. Монтессори считала иначе. Дети должны познавать мир. Для этого им надо дать одежду, которую не жалко испачкать. И тогда малыш начнёт исследования. Он сам увидит, что в луже мокро, а в песке – грязно. Если разбросать вещи, то их потом надо собирать. При этом в соответствии с педагогической системой Монтессори взрослые должны заботиться только о безопасности малыша. Во всём остальном надо предоставить ему полную свободу.

Только таким образом можно сформировать осознанное послушание, основанное не на запретах, а на внутренней дисциплине.

Оцените статью
Эзотерика и психология
Добавить комментарий